«Мир увлечений», август-сентябрь
2001.
Романтика старой Одессы.
Нина Косорез.
Добрых двадцать лет прошло с тех пор, как имя Бабеля впервые
появилось на омской театральной афише – в том же драматическом театре шла
инсценировка «Конармии», широко прокатившаяся и по другим сценам страны. Старые
театралы-омичи помнят, конечно, великолепные актерские работы тогдашних, ныне,
увы, покойных корифеев – Бориса Каширина, Ножери Чонишвили, Виктора
Мальчевского, полностью владевших неповторимой авторской музыкой слова. Да
откройте единственный том Бабеля на любой странице – «Поля пурпурного мака
цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха
встает на горизонте, как стена дальнего монастыря... Запах вчерашней крови и
убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу...» Подлинный композитор слова,
Бабель, как никто, смог прикоснуться к самым истокам языка – к тем, из которых
пили Баян, Гомер, сказители саг и былин, о которых сегодня мы не знаем ничего –
ни имени, ни возраста, ни национальности: гений абсолютен.
Однако не все, даже гениальные прозаики, будут так же хороши в драматургии –
как известно, это разные художественные пространства, да и законы жизни героев
в драме Бабеля будут не теми, что, скажем, у Чехова. Как найти грань между
мощью и красотой языка не в ущерб действию, не превратить спектакль в чтение по
ролям, в декламацию – эта задача всегда стоит перед театром, берущимся за
драматургию Бабеля, имеющую, кстати, не такую уж большую постановочную историю.
Тот же «Закат» уже был адаптирован в достаточно удачный мюзикл – получилось,
потому что стихия этого языка безмерно музыкальна. Но все-таки автор писал для
сцены драматической. И вот...
Открытую еще до начала сцену косо рассекает огромный, обжигающе синий парус. С
началом действия он, скручиваясь в простое полотнище, упадет в оркестровую яму
– так же, вероятно, как уйдет, уничтожаясь, романтика старой Одессы, столько
раз воспетой в «Одесских рассказах». И уйдет не оттого, что пришли большевики,
до этого еще далеко по времени – уйдет потому, что на Молдаванку Менделя Крика
приходят новые хозяева жизни. Сын Менделя Беня по прозвищу Корль в омском
«Закате» отнюдь не романтический герой тех рассказов, это холодно-жестокий
бандит, в схватке за состояние уничтожающий родного отца физически, и эта грань
образа отчетлива в исполнении Игоря Балалаева. Попроще и искренней его брат
гусар Девка (Владимир Девятков), безоглядно первым кидающийся в драку с
«папашей» и так же безоглядно потом жалеющий его, добитого Беней. Как всегда,
колоритен Михаил Окунев в роли Арье-Лейба, совести и летописца Молдаванки.
Прелестна, иначе не скажешь, Маруся Анны Ходюн, в щебетании которой вся музыка
юности, покорившая Менделя. И прямо-таки концертно, но с великолепным чувством
меры и авторского стиля проводит свою роль Олег Теплоухов – Боярский.
Он, как никто, попадает, кстати, и в заявленный театром жанр романса. Со вкусом
подобранная и очень колоритная музыка часто звучит в этом спектакле, однако не
ее качество и количество, конечно же, создаст на театре жанр. Никто не поспорит
с тем, что герои романса всегда имеют одну, но пламенную страсть, и вот в
предложенную концепцию укладываются не всегда и не все герои «Заката» – они
более многоцветны и сложны по характеру и поступкам. Очень старается быть
холодно-злобным – «злодеем» – Игорь Балалаев, но ведь за что-то его герой
прозван Королем – за что же? И больше всего «вопросов и восклицаний» по поводу
работы любимого многими и многими зрителями Евгения Смирнова, отмеченного в
последние годы не одной престижной театральной премией. Ведь «Закат» – пьеса
прежде всего о его герое, о могучем и прекрасном Менделе. Недаром так на всю
жизнь преданы ему его друзья Иван Пятирубель (Сергей Олексяк) и Никифор
(Владимир Авраменко), и не только они. И не за деньги, а за неповторимость
личности любит его (а любит ли в этом спектакле?) юная Марусечка. Ведь
бессарабские сады – это мечта Менделя. В нем, по автору, сосредоточие Одессы –
и ее красоты, и ее ужаса; вот былинный герой Бабеля, который и остроумен, и
смел, и мудр, и силен. Слова о том, каков он, звучат на сцене, но слова в
театре далеко не все. Плохо отыгрывает «короля», то есть Менделя, «свита» – все
остальные? Или вслед за этим установка режиссера, часто не помогающая, а
сковывающая – «ничего не играть»? Все это вместе или что-нибудь еще? Однако
итог печален – в «Гамлете» нет Гамлета, в «Закате» нет Менделя и, несмотря на
все старания остальных, трагический сюжет Бабеля о крушении незаурядной
личности рассыпается, как карточный домик. Но как не хочется обвинять в этом
Евгения Смирнова!