В Москве – новый мюзикл. На этот
раз не приобретенный по случаю у французов или австралийцев, а свой
собственный, русский. Команда, состоящая из бывалых продюсеров, про которых не
скажешь, что они жанра не нюхали, подобрала крепкую «могучую кучку». Композитор
Игорь Зубков и автор текста Александр Вулых создали мюзикл по шедевру Ильфа и
Петрова «Двенадцать стульев». Ждет ли их слава другой сладкой парочки, Уэббера
и Райса, пытается предугадать Екатерина Кретова.
По сути, «Двенадцать стульев» стал вторым (после «Норд-Оста») настоящим русским
мюзиклом. Хотя, конечно, его создатели прекрасно помнят и ценят «Бумбараша»
Дашкевича, «Хоакина Мурьету» и «Юнону» Рыбникова, «Саломею» Максима Дунаевского
и еще многое другое, талантливое и даже порой гениальное в этом жанре. Однако
русский мюзикл как индустрия начался, конечно, с «Норд-Оста». И, как мы видим,
заседание продолжается!
Либретто Александра Вулых – это фантазия на темы текста Ильфа и Петрова, чей
роман русскоговорящий читатель знает почти наизусть. Фантазии, иной раз сильно
удаленные от оригинала, что будет выводить из себя ортодоксов, но понравится
сторонникам художественного эксперимента. Чего стоит сцена в редакции, где
товарищ Бендер вдруг оказывается человеком из будущего: он учит журналистов
писать не о том, что было или есть – это слишком скучно, а о том, что будет.
Как мы будем нефтью торговать, в хоккей играть, президента выбирать и т.д. А на
пароходе вместе с театром «Колумб» плывет пролетарский писатель Максим Горький.
Он вступает с великим комбинатором в эстетическую дискуссию в форме дуэта,
результатом которой становится показ плаката, нарисованного Бендером. Сеятель,
разбрасывающий облигации государственного займа, воплотился в знаменитый
«Черный квадрат» Малевича.
Игорь Зубков при создании музыки к «Стульям» ориентировался на стилистику
классических образцов киномюзикла студии «Metro Goldwin Mayer» – «Волшебник из
страны Оз», «Поющие под дождем», «Звуки музыки» и все такое. И, конечно, на
наши мюзиклы 30-х годов типа «Веселых ребят». Потому что Дунаевский с
Александровым в свое время тоже четко шли за «MGM». Пока их не остановили в
грубой политической форме. И уж коль скоро действие романа и спектакля
происходит в 20-е годы, то стилистика эта представляется самой адекватной.
Здесь много степа, поставленного танцором и хореографом Егором Дружининым, с
легкой и уместной примесью фоссовских примочек, а также с приправой из
«Риверданса». Степ незаметно и логично перетекает в свою русскую ипостась –
чечетку, и 35 актеров, находящихся на сцене, отбивают ее на высоком
художественном уровне.
Драматургия песенного спектакля-ревю оказалась ближе всего композитору, чей
опыт богат созданием шлягеров для российских поп-звезд. Зубков как бы
представил себя Дунаевским, который в начале третьего тысячелетия взялся за
сочинение мюзикла. Весь песенный опыт ХХ века вошел в музыкальный материал
«Стульев» – от Петра Лещенко до помпезной «Песни года». Каждый номер – это хит.
Мелодия запоминается мгновенно и тут же перебивается следующей. При этом,
будучи профессионалом, закончившим факультет композиции в Московской
консерватории, Игорь Зубков насытил свой спектакль почти оперными ансамблями и
симфоническими фрагментами. В этом комбиоркестру под управлением Ары Карапетяна
очень помогли сэмплерные наложения, очень близко воспроизводящие тембры
оркестровых инструментов.
Актерские работы пока еще свежи, но потенциал в них, безусловно, заложен.
Обаятельный Бендер – Джемал Тетруашвили – не повторяет своих талантливых
кинопредшественников и создает образ авантюриста-лирика. Неожиданна мадам
Грицацуева – легкая, изящная Виктория Пивко, безнадежно влюбленная провинциалка
с мазохистскими наклонностями. Теща Воробьянинова мадам Петухова (Юлия
Артемова) стала персонажем, гораздо более весомым и роковым, нежели в
литературном первоисточнике. А отец Федор (Алексей Емцов), напротив, был удален
на задний план, хотя успел посмешить зрителей своим дьяконским тенорком и
дракой с предводителем дворянства, поставленной в ритме трепетного вальса.
В хорошем мюзикле должны быть актерские открытия. И здесь таковое состоялось:
Игорь Балалаев в роли Кисы Воробьянинова. Необыкновенно яркая индивидуальность,
отличный вокал, танцевальная техника сочетаются у него в равной пропорции. В
1997 году актер был номинирован на «Золотую маску» за комическую роль в
довольно слабом спектакле Омского музыкального театра «Белая акация». Его тогда
не поняли, потому что в соответствии с безграмотно объявленными номинациями
этого фестиваля конкурентами Балалаева оказались… звезды Мариинского театра.
Судьба Балалаева (не путать с «Судьбой барабанщика») – хороший сюжет для
мюзикла в духе «MGM»: молодой человек из провинции покоряет Бродвей. В данном
случае – в виде Комсомольского проспекта.
MBN |