«Культура», 13 ноября 2003.
Бендер жил, Бендер жив, Бендер будет жить!
Во Дворце молодежи нашли бриллианты мадам Петуховой.
Екатерина Кретова.
«Дамы и господа! Граждане и гражданки! Товарищи и...
товарищи! Начинаем наш уникальный аукцион, на котором вы приобретете право
вскрыть любой из находящихся на этой сцене двенадцати стульев и найти в одном
из них настоящее бриллиантовое кольцо мадам Петуховой!»
Этот призыв обращен к зрителям, пришедшим на премьеру нового московского
мюзикла «12 стульев» во Дворце молодежи. Публика охотно включается в игру, не
слишком веря в подлинность обещания. Первый лот уходит за пять с половиной
тысяч рублей, и его приобретатель вспарывает стул той самой опасной бритвой,
которой в финале знаменитого романа Ильфа и Петрова будет перерезано горло
Великого Комбинатора. Игра в «12 стульев» начинается в фюйе. Здесь можно
приобрести знаменитые фуражку и кашне Остапа Ибрагимовича. Конечно же,
предлагается ситечко, бессовестно прихваченное из дома мадам Грицацуевой,
краска для волос «Титаник» (специально для тех, кто причисляет себя к гигантам
мысли и отцам русской демократии), шахматы из Васюков. Вершина всему – ключ от
квартиры, где деньги лежат: большой футляр с внушительной по размерам фомкой.
Роман, написанный в 1927 году и загадочным образом не только не запрещенный в
СССР, но и постоянно переиздававшийся, всегда был страшно популярен. Его
временной контекст – эпоха первых пятилеток, индустриализации и коллективизации
– был вынесен за скобки и как бы не учитывался авторами. Социалистические
реалии существовали отдельно, как мухи, а герой – аферист, мошенник и чуждый
элемент – отдельно, как котлета. Причем безумно обаятельная и привлекательная.В
конце концов Бендер приобрел статус национального героя России на все времена.
Когда продюсер мюзикла «12 стульев» Александр Цекало определялся с сюжетом, он
уже имел опыт: литературную основу для своего предыдущего проекта «Норд-Ост»
также выбирал он. Трудно найти что-либо более противоположное романтическому
творению Вениамина Каверина с его занимательной фабулой, большим временным
размахом, яркой любовной линией, чем гениальный фельетон, коим, по сути,
являются «12 стульев». И прочесть его пришлось совершенно по-новому.
В мозговом штурме по кардинальной переработке первоосновы приняла участие вся
креатура проекта: Александр Цекало, Тигран Кеосаян (режиссер), Александр Вулых
(либреттист), Игорь Зубков (композитор). Работа над проектом шла полтора года.
В итоге Зубков сделал песенный мюзикл, где один шлягер на другом и хитом
погоняет. В основе стилистики – русско-советская массовая песня от Лещенко,
Утесова и Дунаевского до киномузыки 50-60-х годов и современной бардовской
песни. Есть даже румынское танго (на румынском языке). Весь этот пестрый, но
нисколько не эклектичный замес объединен эстетикой классического бродвейского и
голливудского мюзикла типа Singin' in the Rain. Остроумнейшее либретто
Александра Вулыха не эксплуатирует цитаты из Ильфа и Петрова. Вулых создал
оригинальный метатекст, насыщенный собственными приколами и вместе с тем
апеллирующий к знанию литературного источника.
Гигантская деревянная конструкция, подвижная, меняющая форму и конфигурацию –
универсальная декорация, придуманная сценографом Анатолием Исаенко. Она
становится то Домом Народов, то общежитием имени монаха Бертольда Шварца, то
агитационным пароходом, на котором Бендер и его мальчик демонстрируют свое
мастерство живописцев. Она – выразительный памятник эстетике конструктивизма,
на котором чрезвычайно удобно выстраивать пластические этюды в духе «Синей
блузы». Она же – и город К, где, как известно, люди рождались, чтобы постричься
и умереть и где скончалась мадам Петухова. Но с этого места прямая связь с
романом становится непрочной, как перфорированная лента. Петухова в исполнении
Юлии Артемовой – эффектная дама в шикарном розовом туалете с перьевыми
плюмажами на голове. Ее веселые кабаретные похороны в духе мюзикла Боба Фосса
All that Jazz становятся роковым пророчеством для Ипполита Матвеевича. Потом
она еще раз, как призрак Графини в «Пиковой даме», появится в финале первого
действия, когда концессионеры будут с позором изгнаны с аукциона.
Сам Ипполит Матвеевич – вовсе не «фельдмаршал», не старый идиот, не бывший
депутат Государственной думы, у которого талант к нищенству заложен с детства,
а рефлектирующий аристократ и даже патриот отечества, на долю которого, как он
поет в своей арии, выпал «горький жребий». Таким его увидели авторы мюзикла, и
таким его сыграл великолепный актер Игорь Балалаев. Московские театралы могли
запомнить Балалаева по «Золотой маске» 1997 года. Он играл в оперетте «Белая
акация» Омского музыкального театра и был номинирован на лучшую мужскую роль.
Организаторы фестиваля проявили невероятное остроумие, забабахав оперетту в
общей номинации с оперой. Так что Балалаеву с его Дунаевским пришлось
соревноваться с Владимиром Галузиным, номинированным за заглавную роль в
прокофьевском «Игроке» Мариинского театра. Уже за одно это Балалаев заслужил не
то что «Маску», а «Оскара» вместе с «Грэмми». Прокофьев тогда играючи одолел
Дунаевского. Но сейчас, когда зрители смогут увидеть блестящую работу Балалаева
в «12 стульях», правда легкого жанра восторжествует. Особенно когда прозвучит
трагическая ария Кисы о судьбе России, сравнимая по глубине, пожалуй, с
монологом боярина Шакловитого из «Хованщины». С той лишь разницей, что ария
Кисы все-таки больше похожа на романс.
Значительным изменениям подверглись и другие персонажи. До минимума сокращена
линия отца Федора (Алексей Емцов). Он исчезает с горизонта спектакля, как
только становится ясно, что судьба направила его по ложному следу. Инженер
Щукин трактован как представитель технической интеллигенции в
традиционно-советском понимании: он гол, весь в пене, но совершенно счастлив, у
него в руках гитара, и он поет песню в стиле КСП.
Вдова Грицацуева (Виктория Пивко) юна, тонка, красива и нежна. Брошенная
Бендером, она в своей романтической арии мечтает вновь найти своего принца. И
хотя недоумение по поводу пропавших стула и ситечка забавны, ее все-таки жалко.
Особенно в финале, когда вдова Грицацуева превращается во вдову Бендера.
Но самые кардинальные изменения по сравнению с оригиналом претерпел главный
герой. В мюзикле Бендер циник, потому что слишком умный. Он знает все и никого
не обманывает. Ему неинтересно шагать в ногу с прелестной социалистической
массовкой, одетой художником по костюмам Валентиной Комоловой то пионерами, то
ГПУшниками, то героями пятилеток и здорово танцующими степ в постановке Егора
Дружинина.
Бендер в версии Зубкова-Вулыха, уж конечно, читал оба романа о своей персоне. И
потому он не просто авантюрист, он – носитель истины и где-то даже мессия.
Джемал Тетруашвили играет классно, несколько хуже справляясь с вокальной частью
своей партии, но зато блестяще отбивая чечетку. В редакции газеты «Гудок» он
рассказывает о том, что ждет страну в будущем. На пароходе беседует с Максимом
Горьким о роли художника в обществе. А после потомок янычаров демонстрирует
свой вариант агитационного «Сеятеля» – им оказывается «Черный квадрат», который
мы (видимо, ошибочно) приписываем кисти Казимира Малевича.
В финале после бессмысленного убийства Великого Комбинатора персонажи в
растерянности появляются на сцене. Они не верят, что Бендер умер. Ведь все, что
он сделал, пошло людям на пользу: Грицацуева узнала настоящую любовь, в Васюках
уже построен вокзал, и вскоре состоится международный шахматный турнир, тиражи
«Гудка» возросли, а Воробьянинов тоскует об Остапе не меньше, чем булгаковский
Понтий Пилат об Иешуа. И наступает момент всепрощения. Бендер воскресает, ибо
умереть не может. В Европе тоже был такой возрождающийся герой – Тиль
Уленшпигель.
Он боролся за свободу своего народа тем, что веселил его. И в этом их сходство.
Финал такой истории должен быть оптимистичным, и звучит зажигательная тема
«Надо сделать ход конем». Возможно, именно ей предстоит стать главным хитом «12
стульев».
Кого-то подобное «постмодернистское» прочтение знаменитого романа, возможно,
будет раздражать. Но, во-первых, приоритет музыки, пения и танца в этом
спектакле вряд ли оспаривается. Что касается содержания, то сегодня мы не можем
ни разделить энтузиазм эпохи Дунаевского и расцвета голливудской студии Metro
Goldwin Mayer, ни презирать эту эпоху. Мы фантазируем на темы того времени,
слегка ностальгируя по прошлому, которое знаем только по фильмам, песням и
книгам. Что пройдет, то будет мило.
А драгоценности мадам Петуховой в антракте все-таки нашли – одна из участниц
аукциона, заплатив за свой лот всего 1200 рублей, извлекла из вспоротого стула
мешочек с бриллиантовым кольцом. Что здесь скажешь? Конгениально!