Rambler's Top100
Заставка



Пресса Публицистика



«Явилась каплей волшебства...»
Ольга Лецик.

На заповедной сцене Омской драмы случилось маленькое чудо. Под занавес сезона театр произвел на свет... музыкальную сказку. «Серьезные» драматические актеры запели в представлении, взяв в руки микрофон. «Ну и ну! Не ожидали!» — воскликнет завсегдатай. «Ну и ну!» — не раз восклицают и герои сказки. «Ну и ну!..» будет называться сказка и ее главный герой.

Это история о том, как славный Нуину (актер Игорь Балалаев), известный своей фантазией и смекалкой, берется по просьбе Калифа (актер Михаил Окунев) вылечить ослепляющие всех глаза прекрасной принцессы Лучезары (актриса Мария Степанова). Для того он отправляется в царство злой колдуньи Загрызу, чтобы освободить Веточку (актриса Юлия Пелевина), дочь доброй волшебницы Серены (актриса Ирина Герасимова), и Лошадку Звонкогривку (актриса Илона Бродская), — тогда Серена обещала помочь Лучезаре. И чтобы все это проделать, Нуину проявляет завидную изобретательность и ловкость.

Отличная механика пластики у персонажа Игоря Балалаева — четкие «брейковские» и одновременно роботоподобные движения гибкого тела актера, полностью ему подчиняющегося. В новом герое есть что - то даже от Терминатора. В сказке много юмора и для взрослого зрителя, есть и злободневные нотки. И, конечно же, Добро побеждает Зло — и ни у кого в зале на этот счет сомнений не остается благодаря всем Мастерам, кто искренне и с полной самоотдачей трудились над спектаклем.

На сцене — красочная феерия, настоящий праздник для детей и взрослых. Оригинальная сказка Ольги Никифоровой в воплощении режиссера Валентина Варецкого и композитора Игоря Есиповича заставляет смеяться и радоваться от всей души абсолютно разновозрастных зрителей. Творческое содружество ваятеля и музыканта создает на сцене магический мир песен, музыки, движения, красок, слова и интонации, взгляда и жеста.

Валентин Варецкий — главный режиссер Московского областного драмтеатра (г. Ногинск). Учился в ГИТИСе на курсе Эфроса, Морозова и Райхельгауза. Работал главным режиссером Белгородского областного драмтеатра. Ставил спектакли в Одессе, Новгороде, Тамбове, Новосибирске, Ополе (Польша), Москве. Им поставлены спектакли: «Визит старой дамы» Дюрренматта, «Король умирает» Ионеско, «Волшебная лампа Аладдина» и др.

Режиссер, справедливо полагая, что хорошо бы угнаться за мышлением юных — ведь они ужасно сообразительны, — проявляет такую изобретательность, что не заскучаешь. Спектакль строится на неожиданных «всплесках»: как только действие на сцене замедляет обороты — бац! — то с оглушительным грохотом падают «женихи» сверху, ослепленные принцессой Лучезарой, то Нуину с барабашками в диком лесу пугаются друг друга, то стремительно вылетает на «ракете» злая колдунья Загрызу, то ее сынок разъезжает на смешном «автомобильчике».

А сколько музыкальных номеров! Воистину получился мюзикл: не отдельные концертные номера, а тесно сплетенные с драматической канвой спектакля, логически и органично из нее вытекающие. Музыка Игоря Есиповича хорошо «ложится на слух», запоминается. У всех героев есть свои соло, причем в живом исполнении, лишь сопровождение записано на электронных инструментах. Музыкальная характеристика каждого героя сугубо индивидуальна, имеет собственную мелодику. Многочисленные хоровые сцены в союзе с танцем ведут драматическое действие: жители страны Кашмир хором повествуют, как они бедствуют от глаз прекрасной принцессы; затем они — жители страны слепых, а в конце — свободные и радостные гости сразу на двух свадьбах: принцессы с принцем, ее любимым расколдованным попугаем, и спасителя Нуину с прошедшей через страдания дочерью волшебницы Веточкой.

Композитор проявил недюжинный талант в создании музыки. Игорь Есипович признается, что образцом построения музыкального спектакля для него были «Бременские музыканты». И — о чудо! — еще одно открытие в выдающихся способностях омских актеров: они демонстрируют хороший, а в отдельных случаях просто замечательный вокал. Следует отметить прекрасное исполнение вокальной партии Игорем Балалаевым в роли Нуину и великолепные голосовые данные Илоны Бродской, исполнительницы роли Лошадки Звонкогривки. Ее виртуозное соло становится - таки символом доброй сказки. А изумляет именно актерским пением Татьяна Прокопьева (колдунья Загрызу). Тем удивительнее, что это музыкальный дебют актрисы. Ее острой, характерной роли добавили много перцу именно ее «роковые» интонации. Притягательная сила игры Татьяны Прокопьевой захватывает все внимание маленьких зрителей, от ее героини невозможно оторваться: настолько интересно актриса раскрашивает нюансами свою роль.

Невозможно обойти вниманием роскошные костюмы: и буффонадные (как у правителя Калифа и Главной Советницы), и а - ля Восток (как у принцессы, ее женихов и слуг), и авангардные (неожиданное появление Лучезары — этакая Пеппи Длинный чулок на современный лад; или та же Загрызу — почти металлистка по костюму). Перед нами яркое зрелище благодаря художникам Фагиле Сельской и Игорю Капитанову, а также мастеру световых решений Дамиру Исмагилову — если бы не его работа, не было бы столь завораживающего эффекта. Искусно владеет звуковой палитрой и звукорежиссер Александр Гордеев: балансировка и слаженность фонограммы с живым исполнением.

Цветовые пятна красиво перемещаются в дорожках света, а вдоль рампы, из желобка в желобок, течет настоящий ручей — символ пути, который предстоит пройти героям, крутится водяная мельница — колесо времени. В эту воду окунет пальцы Нуину — и они заиграют подобно флейте. В воду Веточка будет окунать противного ей жениха — Загрызенка Эдика (актер Владимир Девятков), пока того, похожего на избалованного до уродства «деточку», не превратят барабашки в доброго, смешного гномика, распевающего веселую детскую песенку с маленькой гармошкой в руках.

На сцене — сказочные атрибуты красивой страны Кашмир (иногда путают с кошмаром) — затейливые колонны, увенчанные кораблем, солнышком и много чем еще, «золотые» клетки дворца, сказочный постамент, где грустит Калиф в пышном, забавном костюме с колпаком и двойным лицом: когда Калиф неожиданно оборачивается, на затылке оказывается его маска. Михаил Окунев интересно выстраивает интонации своего героя — в точности резчик узоров по дереву, — и его роль становится затейливо рельефной. Полная невозмутимость плюс семенящая «кукольная» походка — и образ найден.

Под журчанье ручейка герои плачут и смеются, поют и танцуют. А двигаются они отлично — четко и витиевато одновременно. Рисунок пластики выстраивал замечательный петербургский балетмейстер Николай Реутов. Мастерски разработаны массовые сцены, где пение и танец синтетически переплетаются через музыку. Разные, неповторяющиеся находки в передвижениях: в плавном хороводе, в эксцентричной пляске нечисти, в хождении слепых с палками после фехтования ими же. Динамика движений то нарастает, подобно волне, то мягко отступает, то врывается стремительно, то «рассеивается», уступая место эпизодам раздумья или переживаний. Превосходно отыгрываются реакции «народа»: чуть ли не на каждое слово Калифа или кого - нибудь еще — снова режиссер Валентин Варецкий и его помощник Элеонора Иванова идут от жеста и интонации. Пластичны встречающие нас клоуны — Барабашка Феникс (актер Владислав Пузырников) и Барабашка Зяблик (актер Олег Теплоухов). Именно они проводят нас по всей сказке, именно они становятся связующей нитью между зрителями и героями истории, между теми и другими и Театром. Эти премилые и забавные герои, которые вечно что - то выдумывают и что - то творят, вводят маленьких зрителей, возможно, впервые сюда пришедших, в мир Театра вообще, и в мир своего Академического — в частности. Атмосферу Омского драматического не спутаешь ни с чем — она особая, «своя» и в этом спектакле. Ею проникаешься, в нее влюбляешься. А с любимыми — не расстаются... И благодарные зрители поют в конце вместе со сказочными героями добрую, всепобеждающую Песню Радости. Грустно расставаться: вот дети спрашивают: «Когда еще?»... Они соприкоснулись с Прекрасным. Хочется верить, что для впервые пришедших это будет начало. Ведь это была встреча, которая запомнилась надолго и запечатлелась в детских сердцах доброй каплей волшебства.


закрыть
MBN
Rambler's Top100