«Новые известия», 11 апреля 2012 года.
Шутовской колпак для Гамлета
Кама Гинкас создал спектакль-инсталляцию из самых известных сцен Шекспира
Для режиссера Камы Гинкаса текущий театральный сезон оказался на
редкость продуктивен: осенью он показал «Гедду Габлер» в
Александринке, а сейчас выпустил премьеру на сцене МТЮЗа «Шуты
Шекспировы» – спектакль Камы Гинкаса в пространстве Сергея
Бархина» – авторскую композицию на темы шекспировских трагедий.
Когда-то работу литовского театрального режиссера Эймунтаса
Някрошюса над Шекспиром сравнивали с работой скульптора над
глыбой мрамора: отсекается ненужное, и сценическое произведение
рождается как монолитный микеланджеловский Давид. Сейчас способы
режиссерского контакта с текстами Шекспира правильнее сравнить с
работой в каменоломне: от текстов отсекаются куски, которые под
силу унести, затем они заново монтируются и скрепляются
разнообразными вставками-отсебятинами. Получается пестрый
сценический коллаж-инсталляция, сшитая на живую нитку музыкой,
шутками, актерскими отсебятинами… «Шуты Шекспировы» Камы Гинкаса
высятся среди привычной продукции этого рода как случайно
затесавшийся в группу лилипутов человек среднего роста. Хотя
сами приемы контакта с автором в них растиражированные и
надоевшие. Если бы Шекспир знал, как износят, протрут до дыр и
запачкают его поэтическую строку «весь мир – театр, а люди в нем
актеры», то наверняка вычеркнул бы ее при издании сочинений.
На сцене ТЮЗа резвится пестрая толпа лицедеев: несколько
музыкантов, акробаты (кто-то катается на одном колесе, кто-то
дует в саксофон, кто-то прыгает через обруч или совершает сальто
в воздухе), несколько актеров, в любую минуту готовых по
требованию почтеннейшей публики «слабать» самые известные сцены
классических трагедий: «Ромео и Джульетта» – не изволите ли? И
вот, дурачась и красуясь перед публикой, Ромео (Сергей Белов) и
Джульетта (Татьяна Рыбинец), почти не глядя друг на друга,
играют сцену на балу, на балконе, в спальне. Уже с первым
поцелуем этот Ромео смачно щиплет Джульетту пониже спины, и их
любовные игры кажутся прямой иллюстрацией к идущему параллельно
рассказу Кормилицы (София Сливина) о том, как обрадовалась
крошка Джульетта похабной шутке: «А подрастешь, на спинку будешь
падать».
Мир шутов в трагедиях Шекспира всегда играл подчиненную роль. Их
грубые плотские шутки оттеняли трагическую высоту несчастных
любовников, гонимых королей, полководцев в изгнании… В тюзовском
спектакле все шекспировские герои получили по шутовскому
колпаку, поделившись на «шутов по профессии» и «остальных
шутов».
Спектакль ведет пара рыжих клоунов – Алексей Дубровский и Сергей
Лавыгин (они же Могильщики из «Гамлета» и наемные убийцы из
«Макбета»). Они дурачатся, болтают с публикой, присутствуют при
объяснениях любовников и семейных ссорах, несут отсебятину и
подпевают многочисленной эстрадной попсе – нашей и зарубежной
(от Рея Чарльза и Чарльза Чаплина до Юрия Антонова). В шутовском
хороводе маска Путина соседствует с плакатом против диктатуры
Камы Гинкаса. Актеры, как в театральном капустнике, легко
передразнивают манеры и интонации друг друга и театрального
начальства. Сцена гудит и пестрит всеми цветами радуги. И только
изредка в избыточном карнавальном мельтешении попадаются моменты
тишины – сцены из трагедий. Их выбор кажется случайным. Есть
сцены из «Гамлета», «Макбета», «Короля Лира», «Ромео и
Джульетты», но нет «Кориолана», «Юлия Цезаря», «Отелло» (хотя в
последнем среди действующих лиц и числится Шут, по обыкновению
вымарываемый всеми постановщиками). Уровень исполнения сцен
напрямую зависит от таланта актеров. Грубо и очень скучно
сыграны молодым актером Сергеем Беляевым Ромео и Гамлет. А вот
Василий Баринов – Глостер и Игорь Ясулович – Лир сумели и на
выделенном режиссером «пятачке» создать свой яркий и
запоминающийся рисунок роли.
Кульминацией спектакля стала сцена из «Ричарда III» – та, где
Ричард обольщает леди Анну прямо у гроба убитого им мужа. Тут
шутовской колпак оказался герою и впору, и к месту: Ричард –
единственный трагический злодей-шут, убийца-клоун. И шутовство,
что выглядело раздражающе-надуманным и лишним в других сценах,
здесь оказалось как раз кстати.
Игорь Балалаев, больше известный своими ролями в мюзиклах, в
Ричарде раскрылся как редкий актер в рост шекспировской
трагедии. Сила темперамента, пластичность и выразительность
жеста, глубина голоса плюс несомненное мужское победительное
начало. Его Ричард то ластился к леди Анне (Ольга Демидова), как
побитая хромая собака, то обволакивал ее нежностью. Опалял
страстью, пугал отчаянием. Подползал к ногам, а потом нависал
сверху неодолимый, как судьба. Увлекаясь игрой, забывал, что все
это притворство. А завоевав женщину, с грустью сплевывал – скоро
надоест…
Незадолго до тюзовской премьеры появилось интервью писателя и
врача Максима Осипова, где среди прочего он рассуждал о том, что
юмор в нашей действительности занял неоправданно большое место:
мы юморим, когда разговариваем о вещах жизненно серьезных – о
социуме, политике, взаимоотношениях с властями. И сослался в
этом на Шекспира: «Юмор в нашем протесте должен играть
подчиненную роль, как в тех же шекспировских трагедиях». Хочется
верить, что театральная инсталляция «Шуты Шекспировы», со всеми
ее избыточностями и пережимами, надолго закроет пути стеба и
юмора в общении с Бардом. В конце концов, большие режиссеры
должны не только открывать пути, но и обозначать тупики
профессии.