Театр – это всегда ожидание чуда, света, сильного чувства,
душевного очищения и эмоционального подъёма. И чем известнее имя режиссера и
заманчивее сюжет, тем горше оказывается разочарование, когда в одежды
благородного искусства рядится вульгарный балаган. Конечно, имя Розовского
изначально больше ассоциируется со студенческой самодеятельностью, но статус
профессионального театра накладывает определённые обязательства. Прежде всего,
на исполнителей. О них-то в основном и пойдет речь. Очень надеюсь, что мне
просто не повезло с составом.
Ещё одна маленькая деталь, которая меня несколько озадачила – некая дама,
исполнявшая по очереди роль контролера, билетера, церемониймейстера и
конферансье, надрывая мой билет, строго посмотрела на меня и с нажимом изрекла:
«Улыбайтесь. У нас это принято». Как, простите, прикажете это понимать?
Теперь собственно о спектакле. Конечно, современная постановка должна учитывать
современные нравы и вкусы, но разве это означает, что почтенные обывательницы
английской провинции должны танцевать канкан, демонстрируя публике некое
подобие семейных трусов с оборочками, видимо, призванных сыграть роль
соблазнительных панталончиков, и от этого ещё более нелепых. Разве обязательно
оглушать и травить зрителя угарным газом от неуместных пиротехнических
эффектов? Кого винить за то, что совершенно невозможно определить
конфессиональную принадлежность служителя Господа, которого с равной
вероятностью можно принять и за христианского пастора, и за раввина. В пользу
последнего предположения говорят дикция и интонации.
Велик соблазн поддержать интригу и упомянуть ИБ в самом конце, но я поступлю
несколько парадоксально и начну с самого интересного. Итак, барабанная дробь,
фанфары, обмороки у особо нервных дам. Роль Гриффина Игорю, на мой взгляд,
удалась. Прежде всего, за счет естественности. Отсутствие ложного пафоса и
наигранности позволяло поверить в реальность персонажа, увидеть за бинтами и
перчатками Гриффина человека с характером, поддавшегося чувству, ученого,
ослеплённого наукой, честолюбца, принесшего себя в жертву, эгоиста, полюбившего
женщину. Он не вызвал мгновенного сочувствия и тем более симпатии, но заставил
себя услышать и выслушать. Некоторые моменты были откровенно сильными. Из
лирических сцен я бы особо отметила первую – когда всецело занятый своими
банками-склянками Гриффин замечает Милли (кстати, очень милая девочка-актриса.
Ещё не всё гладко, но отнюдь не провально). Передать внезапно нахлынувшее
чувство нежности одними руками, когда лицо скрыто бинтами, задача не из легких.
Резанула по нервам сцена в доме бывшего сокурсника и товарища – когда и так
взвинченный до предела Гриффин ещё более распаляет себя воспоминаниями о своих
первых опытах, о своих преступлениях, о первом удавшемся опыте. Пожалуй, к
режиссерским находкам можно отнести то, что наибольшие страдания Гриффину
причиняют «два зелёных пятна» - глаза «белой грязной кошечки», единственное,
что осталось видимым. Нервное напряжение оказывается слишком сильным и
выплескивается в болезненном вопле, переходящем в мяуканье. Этот момент не смог
испортить даже совершенно бесцветный партнер, который вообще неизвестно за
какие заслуги числится актёром.
Спектакль изобилует музыкальными номерами, тексты которых и текстами назвать
сложно – «вирши», «стишата» - ни что иное, но мелодии попадаются очень удачные.
И – это просто констатация факта – Игорь единственный в этом составе, кто умел
петь. К сожалению, лично мне очень мешал текст, отключиться от него я не смогла
и сказать, что какая-то из арий мне очень понравилась, не могу. С чисто
технической точки зрения вокал был чистый – без напряжения и зажатости, на
ровном дыхании.
Если Игорь единолично вел драматическую линию спектакля, то комедийная
составляющая привносилась исполнителем роли Марвела – Анатолием Зарембовским.
Только с его появлением на сцене шутки перестали бухаться на голову зрителей
подобно ядрам вражеской артиллерии, действие как-то оживилось, и даже
исполнительница роли содержательницы кабачка перестала казаться однозначно
пошлой.
Театр у Никитских ворот – театр камерный, далеко не академический. Зритель в
такие театры ходит в некотором роде как в гости к другу, провести вечер в
приятной компании, когда главным является задушевная беседа и теплая атмосфера.
К сожалению, такой атмосферы создать не удалось. Искусственность и вычурность
не позволили почувствовать себя «в своей тарелке», поверить в происходящее,
увлечься действием.
MBN |