Мюзикл «Notre Dame de Paris».
Клод Фролло.
Я любил и я страдал. Молился и исповедовался. Я признавался
миру и никак не мог признаться себе. Я сходил с ума. Я горел в аду. Я видел
рай. Я был в пустыне, а вокруг меня бушевала буря. Мысли мои до сих пор не
находят успокоения, равно как руки и сердце, которые трепещут от того, что
закрываю глаза и слышу… слышу… как словно маленький ручеек зарождается первая
нота слова «любооовь», через один удар сердца он превращается в реку, через два
удара в ревущий поток, сметающий все на своем пути, бурлящий, с нарастающим
гулом, от которого сердце мое спотыкается и падает, падает вместе с водопадом
завершающей ноты и руками судорожно прижатыми к лицу, лишь бы скрыться от этого
признания. И я понимаю, что еще мгновение и я умру.
И я обращаюсь мыслями к началу, чтобы вернуть сердцу положенный ему ритм.
Первое появление: Я – власть! Я – закон! Я – порядок! Не принимаются
возражения, не допускается сопротивление. Резкие властные жесты, сокрушающий
ледяной взгляд, требовательный голос. И внезапная перемена, случайно брошенный
взгляд на праздник шутов под окнами собора и мимолетная растерянность,
мгновенно спрятанная за маску суровости. Словно камни катятся слова «чтоб людей
не вводила во грех…», жест благословения, задумчивая фраза «Мария сжалиться над
ней…» и сухой, крепко сжатый кулак, а в глазах мелькает смутно зародившийся
план, который принимается Квазимодо. Брезгливый брошенный на звонаря взгляд,
сменившийся через мгновение неким подобием любви - но мне показалось скорее
угрызением совести – и властная рука на голове подкидыша делает его счастливым.
План приводится в действие, нож подхвачен и еще не понятно зачем он нужен, но
какая то зловещая тень укрывает лицо и хочется сказать «воля судьбы». И вновь
маска, как это мерзавец поэт, всего лишь ученик, смеет положить свою руку на
мое плечо! Долой! Вдруг осечка, скорлупа раскрывается на секунду, показывая
свое ядро «и ты с нею грешил…» выплеснутые слова и неосознанное движение
прикрыть рот ладонями, но «Я – порядок! Я – закон! Я – власть!» а они должны
быть бесстрастны. Но слишком громкие обвинения в сторону звонаря, вновь наводят
на мысль, что все же приемыш любим, а может быть вновь угрызения совести?
И грянула «Belle»… здесь кончаются слова и начинаются нечленораздельные звуки,
ибо передать совершенство не в силах даже самый совершенный прибор, не говоря
уже о человеческом мозге, особенно после полуночи. Здесь и обреченное сожаление
Квазимодо и первые робкие признания Клода самому себе, что бог боле не занимает
место в душе его, и судорожные перехватывания цепи колеса, и, сжатые до
побелевших костяшек, пальцы, что особенно заметно на черной сутане, и
обреченность перед тем, что шаг к воротам ада уже сделан, но пока еще не
осмыслен. А под сводами храма уже звучит «Аве Мария», и Квазимодо терзает рукав
своей рубахи, чтобы не завыть в голос, а лицо его, итак обезображенное судьбою,
искажается мукой и страданием от которого кровь стынет в жилах. Появляется
священник и вздрагивает при виде лежащей цыганки, подходит к ней в недоумении,
не галлюцинация ли это и… впервые признается себе, что любит и что гибель
неизбежна. Первые проявления эмоций на лице и в движении, чего еще не было,
немного срывающийся голос и полные мольбы о смирении глаза. Но смирение не
приходит, спасения от чувства нет. Безысходность… Распятые на камне руки…
Небольшое отвлечение на «Флоренцию» и снова злость на самого себя и недоумение
от треснувшей скорлупы «От любви спасенья нет!» Далее пытка самого себя, но
остановить ее не в силах « Я – закон!», лицо дергается от причиненной цыганке
боли. Поспешно брошенное молись и вот оно, вот сожаление о том, что «насмешкою
судьбы в сутану облачен», словно ядовитая змея, словно горящие одежды срывается
сутана и отбрасывается прочь, подальше, первое отступление от канонов веры, но
сил сдерживаться больше нет и «Боже правый» внимает бесстрастно исповеди, а
ведь человек когда-то был счастлив лишь от того, что не знал что такое любовь.
Сутулые плечи, воздетые руки и снова белые костяшки, еще мгновение и кажется,
что из под ногтей, впившихся в кожу потечет кровь…
«Я пришел, чтобы к смерти приготовить тебя…» – кричит рот, а сердце стонет «и
себя тоже». И зарождается ручеек, и «любоооовь» сметает все на своем пути.
И дальше снова «Я – власть!» – Ты должна стать моей, но девушка упряма, что
злит и заставляет словно ворону влететь в клетку и поживиться добычей. Как же в
этот момент Клод неприятен и жалок. Атака Нотр Дама – покачивание головы,
сговор с Фебом и решение – цыганка умрет во чтобы то ни стало. Сердце и голова
не выдерживают. Прижатые к груди руки, скрюченная фигура, полубезумный взгляд в
сторону виселицы и злоба, злоба сочащаяся из каждого слова, «любить и убивать»!
А звонарь не верит, кричит «так это ты, ты!» пытается схватить скрюченные
пальцы своего спасителя, и все же не верит в виновность. Завершающие аккорды,
взгляд становиться безумным, ангел превращается в дьявола, прибивая своим
хохотом. Все. Воля судьбы.