Когда мы пишем рецензии, обычно получается так, что рассказ о
спектакле включает в себя рассказ об игре актеров, ведь актерская игра – лишь
составная часть действа. Но, когда я начинаю рассказ о мтюзовском спектакле
«Гуд бай, Америка!!!», у меня получается с точностью наоборот. Изначально я шла
на этот спектакль, чтобы увидеть именно актера, а не сам спектакль, с
удовольствием пойду туда снова, с той же целью.
До сих пор не могу забыть свои впечатления от встречи с Игорем на сцене МТЮЗа,
первой встречи вне «Нотр Дам де Пари». Надо сказать, что он на тот момент был
для меня лишь великолепным Фролло, пугающим и волнующим архидьяконом. Каков же
был мой шок, когда лениво перебегающий по сцене МТЮЗа взгляд остановился на
худощавом пареньке в забавном костюме (как тут не упомянуть о красненьких
гольфиках и клетчатых шортиках!), в котором, протерев глаза и потряся головой,
я узнала того человека, которых потряс меня своей игрой в НотрДаме: холодный,
неприступный, сумрачный священник... И вдруг такое перевоплощение! Совершенно
другая пластика, мимика, динамика, все искрится жизнерадостностью, весельем и
просто хорошим настроением! И веселилась я весь спектакль!
А невозможно было не веселиться, глядя на всю ту зажигательную чепуху,
творящуюся на сцене. Стихотворный текст С.Я. Маршака растворен в музыкальных
номерах, мизансценах-иллюстрациях, не имеющих прямого отношения к сюжету, но
дополняющих его. Главным героем большинства из них был Игорь Балалаев.
Я долго мучилась, пытаясь определить для себя эту роль, безымянную и «не
поддающуюся определению». В итоге пришла к выводу, что это лицо, отражающее
настроение, царящее на сцене. Путеводитель по спектаклю. Глядя на него, не
заблудишься в многочисленных ответвлениях сюжета. Глядя на него, поймешь «а о
чем это мы, собственно?». Глядя на него, ясно, как относиться к тому, что
происходит на сцене, что хотел сказать режиссер, какое настроение хотел придать
этой сцене.
Выражение на лице меняется от пафосно-возвышенного (да, мы такие!!!), во время
исполнения песен времен советских строек, до романтически-мечтательного
(ах...), с которым герой танцует вальс, от задорного (ух!!!), во время
исполнения соло на бутылках, до возмущенно-вопросительного, когда зрители (как
посмели?!!!) своими смешками (подумать только!!!) прерывают трапезу утомившихся
актеров. При этом он подыгрывает всем актерам. Это не тот вариант (который
нет-нет да и встречается на театральных подмостках), когда актер,
отговорив-отпев свой текст, «уходит» из спектакля до следующей своей реплики.
Нет. Здесь – сопричастность каждой сцене, он живет этим действом, с самого
первого появления своего на сцене и до самого последнего: пока одна нога еще за
кулисой, другая уже играет. Впрочем, это касается не только Балалаева: играют
все! Играют вдохновенно и самозабвенно.
И наблюдая за сменой настроений, следя за плавными переходами и резкими
метаморфозами, происходящими с Игорем, постепенно проникаешься интересом и к
самому спектаклю, который, несмотря на то, что сюжет его всем знаком с детства,
оказывается, способен преподносить сюрпризы. Собственно, именно это пестрое,
яркое обрамление, в стиле безыскусного капустника, и становится самым важным
фактором, привлекающим внимание зрителя.
Как выяснилось, мне понадобилось сходить на этот спектакль три раза, чтобы
понять, насколько это глубокое произведение. Да, все смешно и весело, но
немножко грустно, да, все просто и понятно, но простота эта сродни
гениальности, да, актеры дурачатся как дети, но дети добрые и искренние. именно
эта искренность Подкупает и привлекает. Именно эта непосредственность вызывает
ответную реакцию публики: зал очень живо реагирует на то, что происходит на
сцене, сцена живо реагирует на зал. Да, антураж, костюмы, да и сама по себе
задумка – просты, но что ставит этот спектакль на действительно достойный
уровень – это его идеальная отработанность и профессионализм труппы.
Отработанность до жеста, до выражения лица, до ноты. Нет ничего лишнего, ничего
сверх меры. И по окончании просмотра остается целостная картинка: живая,
радостная, жизнеутверждающая. Пусть и немного грустная, но грусть эта светлая и
хорошая.
MBN |