Rambler's Top100
Заставка
 


Пресса Публицистика
 


Октябрь 2003.
МТЮЗ.
Игорь Балалаев в спектакле «Good-bye, America!!!».
Катерина Игнатова.

Когда мы пишем рецензии, обычно получается так, что рассказ о спектакле включает в себя рассказ об игре актеров, ведь актерская игра – лишь составная часть действа. Но, когда я начинаю рассказ о мтюзовском спектакле «Гуд бай, Америка!!!», у меня получается с точностью наоборот. Изначально я шла на этот спектакль, чтобы увидеть именно актера, а не сам спектакль, с удовольствием пойду туда снова, с той же целью.

До сих пор не могу забыть свои впечатления от встречи с Игорем на сцене МТЮЗа, первой встречи вне «Нотр Дам де Пари». Надо сказать, что он на тот момент был для меня лишь великолепным Фролло, пугающим и волнующим архидьяконом. Каков же был мой шок, когда лениво перебегающий по сцене МТЮЗа взгляд остановился на худощавом пареньке в забавном костюме (как тут не упомянуть о красненьких гольфиках и клетчатых шортиках!), в котором, протерев глаза и потряся головой, я узнала того человека, которых потряс меня своей игрой в НотрДаме: холодный, неприступный, сумрачный священник... И вдруг такое перевоплощение! Совершенно другая пластика, мимика, динамика, все искрится жизнерадостностью, весельем и просто хорошим настроением! И веселилась я весь спектакль!

А невозможно было не веселиться, глядя на всю ту зажигательную чепуху, творящуюся на сцене. Стихотворный текст С.Я. Маршака растворен в музыкальных номерах, мизансценах-иллюстрациях, не имеющих прямого отношения к сюжету, но дополняющих его. Главным героем большинства из них был Игорь Балалаев.

Я долго мучилась, пытаясь определить для себя эту роль, безымянную и «не поддающуюся определению». В итоге пришла к выводу, что это лицо, отражающее настроение, царящее на сцене. Путеводитель по спектаклю. Глядя на него, не заблудишься в многочисленных ответвлениях сюжета. Глядя на него, поймешь «а о чем это мы, собственно?». Глядя на него, ясно, как относиться к тому, что происходит на сцене, что хотел сказать режиссер, какое настроение хотел придать этой сцене.

Выражение на лице меняется от пафосно-возвышенного (да, мы такие!!!), во время исполнения песен времен советских строек, до романтически-мечтательного (ах...), с которым герой танцует вальс, от задорного (ух!!!), во время исполнения соло на бутылках, до возмущенно-вопросительного, когда зрители (как посмели?!!!) своими смешками (подумать только!!!) прерывают трапезу утомившихся актеров. При этом он подыгрывает всем актерам. Это не тот вариант (который нет-нет да и встречается на театральных подмостках), когда актер, отговорив-отпев свой текст, «уходит» из спектакля до следующей своей реплики. Нет. Здесь – сопричастность каждой сцене, он живет этим действом, с самого первого появления своего на сцене и до самого последнего: пока одна нога еще за кулисой, другая уже играет. Впрочем, это касается не только Балалаева: играют все! Играют вдохновенно и самозабвенно.

И наблюдая за сменой настроений, следя за плавными переходами и резкими метаморфозами, происходящими с Игорем, постепенно проникаешься интересом и к самому спектаклю, который, несмотря на то, что сюжет его всем знаком с детства, оказывается, способен преподносить сюрпризы. Собственно, именно это пестрое, яркое обрамление, в стиле безыскусного капустника, и становится самым важным фактором, привлекающим внимание зрителя.

Как выяснилось, мне понадобилось сходить на этот спектакль три раза, чтобы понять, насколько это глубокое произведение. Да, все смешно и весело, но немножко грустно, да, все просто и понятно, но простота эта сродни гениальности, да, актеры дурачатся как дети, но дети добрые и искренние. именно эта искренность Подкупает и привлекает. Именно эта непосредственность вызывает ответную реакцию публики: зал очень живо реагирует на то, что происходит на сцене, сцена живо реагирует на зал. Да, антураж, костюмы, да и сама по себе задумка – просты, но что ставит этот спектакль на действительно достойный уровень – это его идеальная отработанность и профессионализм труппы. Отработанность до жеста, до выражения лица, до ноты. Нет ничего лишнего, ничего сверх меры. И по окончании просмотра остается целостная картинка: живая, радостная, жизнеутверждающая. Пусть и немного грустная, но грусть эта светлая и хорошая.


закрыть
MBN
Rambler's Top100