Чем интересен театр для зрителя? Ожиданием. Зритель всегда
чего-то ждёт: встречи с любимым артистом, нового воплощения известного сюжета,
возможности показать недавно купленное вечернее платье. Собираясь на мюзикл «12
стульев», я ждала… провала. По моему глубочайшему убеждению, неудача должна
была постигнуть всех. Продюсеров – за то, что угрохали кучу денег, когда и
слепоглухонемому понятно, что люди (даже после масштабной рекламной кампании),
памятуя о трагедии «Норд-Оста», не будут устраивать очереди у касс и спрашивать
лишний билетик у спешащих на спектакль. Неудача должна была постигнуть
режиссёра: в конечном итоге именно его будут ругать за неправильный подбор
актёров, неудачно выстроенные мизансцены, искажение сюжета, издевательство над
известным всем и каждому произведением. Шквал критики ждал композитора – за
примитивную музыку, автора текстов – за туповатые стихи и диалоги, артистов –
за… просто потому, что они артисты, и всегда (или поч ти всегда) найдётся, за
что их отругать. Но самое главное – неудача ждала меня. Господи, и зачем я
только иду на «12 стульев»?! Ведь чечётка по технике исполнения не дотянет до
уровня американцев в «42-й улице», «нотр-дамовская» душевность и трагичность
роману Ильфа и Петрова не присуща по определению. И опять Мазихин… Я не вынесу
очередной «Упаковки» (кто был на этом «спектакле» – меня поймёт).
Мюзикл мне понравился. После необычной в художественном решении, но довольно
скучной «Осады» Гришковца яркие в оформлении, динамичные по действию, с
необычными декорациями и костюмами, интересными актёрскими работами «12
стульев» вызвали ощущение праздника. Недостатки у мюзикла, конечно, есть.
«Песню о Москве», «Марш гпушников» и Горького можно убрать из спектакля без
особого ущерба. Жалко «урезанных» Эллочки-людоедки и мадам Грицацуевой, хотя
ария последней просто бесподобна по своей неожиданной концовке. Великолепна
песня Остапа о будущем.
Но шла я, конечно, на Балалаева. В Notre Dame de Paris он мне активно не
понравился: да, наверно, его трактовка образа Фролло ближе к Гюго, да, наверно,
он обладает неплохими вокальными данными (мне судить сложно – музыкальным
слухом я, к сожалению, обделена). Но после Маракулина, после его берущего за
душу голоса, после едва сдерживаемой страсти его героя к Эсмеральде, после его
«Это не ненависть, это – любовь. Любо-о-о-о-о-о-о-о-вь», наконец… После этого
Балалаев в образе Фролло показалась мне слишком скупым на эмоции, слишком
аскетичным в движениях в и без того не предполагающей излишней «физической
активности» роли. Он слишком сухо проговаривал (именно проговаривал) свой
текст, слишком громко и старательно пел. Так играют в доронинском МХАТе и на
утреннике в детском саду, стараясь не столько прочитать стихотворение, сколько
прокричать его. После Notre Dame с Балалаевым я вполне искренне недоумевала,
читая восторженные отзывы своей тёзки. Да что греха таить, мне надо было
убедиться, что Балалаев Маракул ину (по силе воздействия на аудиторию в целом и
мою душу в частности) – не конкурент.
С недоумением, непониманием и совсем крошечной капелькой любопытства даже не к
самому Балалаеву, а к тому, что же в нём может нравиться, я и пришла на «12
стульев». Будучи на 99,9% уверенной, что актёр, проваливший роль Фролло, может,
конечно, хорошо сыграть Кису Воробьянинова, но он не сыграет его на «ах!», на
безмолвный восторг и «не видимые миру слёзы».
Первые минуты первого акта оправдывали мои мрачные «прогнозы». Балалаев играл
так, будто он студент первого курса театрального училища где-нибудь в
Свердловске, и задание у него – быть услышанным зрителем, сидящем на последнем
ряду. Но постепенно спектакль «захватывал» меня: хор девушек из богадельни и
мадам Грицацуева, отец Фёдор и студенты-химики, Остап Бендер – лирик и
прагматик, циник и хитрец, великолепный чечёточник и поэт. А самое главное –
чем-то неуловимым, невидимым притягивал к себе тот высокий худощавый человек в
очк ах, со стареньким портфелем, в сером пальто и шляпе. Чем? Голосом: то
настойчивым и грозным, то молящим и заискивающим? Виртуозно, технически
безупречным исполнением танцев? Не знаю. Но догадываюсь, что и голосом, и
выразительной мимикой, и поразительной энергетикой, и чем-то таким чарующим,
что невозможно оторвать взгляд.
Впрочем, Балалаев мог выйти на сцену только для исполнения своей финальной арии
прощания-прощения-покаяния-надежды-тоски. Это не игра актёра, но Артиста,
гениального Артиста. И в самом конце спектакля, когда все герои недоумевают по
поводу смерти Бендера, моё внимание приковано к одиноко стоящему чуть в глубине
сцены человеку – человеку, потерявшему цель, друга, потерявшему себя.
Я ухожу потрясённая. Меня обманули. Это не провал. Это удача, большая
творческая победа. И я рада.
MBN |