28 мая ходила в театр «У Никитских ворот», получила массу
приятных впечатлений. Спектакль назывался «Дневник, или на всякого мудреца
довольно простоты».
Признаюсь сразу – пошла посмотреть на Игоря Балалаева, поскольку было очень
интересно увидеть его в другой роли (его Фролло видела дважды). Накануне не
поленилась достать с полки Островского и прочитать пьесу. Честно говоря, не
прониклась, к тому же выяснилось, что у Игоря там роль просто крохотная. Однако
пылу мне это не убавило, и на следующий день, захватив цветы, я отправилась в
театр.
Спектакль мне очень понравился: актеры подобраны отлично... Музыка хорошая...
Доля творческого переосмысления – в общем, я не жалела, что пришла.
Однако, хочется поподробнее остановиться на образе Голутвина, который создал
Игорь. Во-первых, само появление. Я все-таки несколько привыкла уже к
архидьякону: суровому и жесткому, а тут в комнату вбегают 2 таких молодца,
напевая развеселенькое «Абаро Фигаро, браво, брависсимо... » В общем,
обрисовался портрет беспечного молодого человека, у которого за душой ни гроша.
Но, знаете ли, сразу стало ясно, что человек очень умный. Да вот хотя бы
отрывок:
Голутвин: а интересная он личность? Для
меня, например?
Курчаев: Очень интересная. Во-первых,
он считает себя всех умнее и всех учит. Его хлебом не корми, только приди
совета спроси.
Голутвин: Ну вот, подпишите под
петухом-то: новейший самоучитель!
Но мне больше понравилось 2-е появление. В пьесе нет прямых характеристик,
актер сам должен создавать образ. Так вот представьте: входит человек в длинном
сером плаще, белом шарфе, бледный, худой, уставший, с признаками начинающейся
чахотки. Голутвин приходит к Глумову получить деньги за статью, изобличающую
подлую игру этого самого Глумова. Когда я читала пьесу, мне Голутвин не
нравился. Ну, правда, какое он имеет право требовать у человека, даже такого,
проходимца, деньги за то, что написал про него кучу гадостей. А Игорь сумел
раскрыть мне глаза на этого героя.
Глумов: Знаете как называется ваш
поступок?
Голутвин: Знаю. Уменье пользоваться
обстоятельствами.
Глумов: Да честно ли это?
Голутвин: А вот этого не знаю. А
все-таки должно быть, честнее, чем посылать безымянные письма.
Здесь он намекает на низкие уловки, к которым прибегает Глумов для достижения
своей цели – женитьба на богатой невесте. Говоря это, он так проницательно
смотрел на него, во всем облике было столько иронии...я даже поежилась, на
хотелось бы оказаться на месте Глумова...
Глумов: За что платить? Вы этак,
пожалуй, повадитесь, в другой раз придете.
Голутвин: Честное слово. За кого вы
меня принимаете?
Сказано это было с таким удивлением, а в глазах читалось: «по себе людей не
судят...»
Глумов платить отказывается. Перед тем как уйти, Голутвин присаживается
отдохнуть - его совсем замучил кашель.
Голутвин: Ну, как хотите. Папироски нет
у вас?
Глумов: Нет.Освободите меня от вашего
посещения.
Далее он хватает его за воротник и самым грубым образом выталкивает вон.
Представьте себе, какой контраст: в Нотр Даме он – священник, властный,
суровый, он повелевает; а тут – он сам оказывается «по ту сторону баррикад». И,
знаете, мне его так жалко стало: худенький, слабый, душимый кашлем...до слез
жалко... Но одна фраза, главное, как она была сказана, поразила меня
необыкновенно.
Голутвин: Вы не умеете ценить чужого
благородства оттого, что в вас своего нет.
В этот момент во всем его облике действительно было столько благородства!!!!
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что целью визита Голутвина были не столько
деньги, сколько желание лишний раз убедиться в правильности своих выводов. И
Игорь сумел передать это так верно, что когда я сейчас перечитываю Островского,
у меня перед глазами встает облик Балалаева.
Спасибо за чудесный спектакль всем актерам, и, особенно, Игорю!
MBN |