Rambler's Top100
Заставка
 


Пресса Публицистика
 


«Шуты Шекспировы»
Анастасия Веселова.

Когда каждый - немного шут...

 

Вам говорят: «Шекспир». Что представляете вы? Возвышенно-трагичные истории, глубоко обиженные (или обделенные, или непонятые) жизнью и людьми благородные герои. А что если рядом с «Шекспиром» поставить слово «Шут»?..

«Шуты Шекспировы», Московский Театр Юного Зрителя, идеально безумный спектакль.

Кто его герои и, одновременно, жертвы - шуты? Ромео, плавно перетекающий в Гамлета, Джульетта, она же Офелия. Ричард Третий - по совместительству Макбет и Калибан. И так далее… Почему не перечисляю всех? А какой в этом смысл? Персонажи превращаются друг в друга, проживая чужие жизни, насмехаясь над жизнями прошлыми. Они противоречат сами себе и сами себя ненавидят. Шуты по профессии и шуты вынужденные, они - собственные судьи. Все зависит от того, с какого ракурса смотреть… И под какое музыкальное сопровождение. Согласитесь, трагичность судеб снижается под культовую «Hit the road, Jack».

Они в аду: «дерутся, кувыркаются, хоронят и при этом поют». Они все безумны, но действительно ли это - сумасшествие? А что, если это и есть правда, и не было никакой любви между Ромео и Джульеттой, Ричард Третий был просто помешанным влюбленным, а корона короля Лира не более, чем кусок картона? Все снова зависит от ракурса. Кама Гинкас, а вместе с ним и зрители на этот раз были скептиками по отношению к Шекспиру, но скептиками глубоко сочувствующими.

Да и разве можно не сочувствовать, если в каждом герое мы, зрители, узнаем… самих себя. Мы трактуем знаки и символы, с замиранием сердца осознавая их правдивость. Да, любовь (или «любовь»?) частенько становится ношей сродни тяжелой лестнице на плечах поочередно то Ромео, то Джульетты. Да, на вопрос «Быть или не быть?» мы тоже порой отвечаем, как Гамлет из спектакля: то ли проводя общественный опрос, то ли просто разгадывая кроссворд. Да, зачастую мы отвечаем не собеседнику, а собственным мыслям, совершенно не слыша друг друга. Одни водружают себе на голову картонную корону, другие просто ведут себя подобно слепцам, находя друг друга и упиваясь иллюзией счастья. Мы добиваемся любви правдами и неправдами, так и не ответив на простой вопрос: «А оно нам надо?» И, возможно, лучше быть шутом по профессии и осознавать себя таковым, нежели шутовски жить в неведении.

«Неужели вот это есть человек?.. Ну, присматриваемся…» - говорят герои. Присмотрелась и я. Да, как ни странно, это - он. Только живя среди таких же шутов и сумасшедших, нашу жизнь сочтешь нормой. А что, если найдется кто-то, кто и нашу жизнь повернет другой стороной? И получится все тот же спектакль, те же «Шуты Шекспировы», когда безумный смех зрителей в следующую же секунду сменяется истеричными слезами.

Этот спектакль невозможно оценить категорией «понравилось» или «не понравилось». Его нужно чувствовать – вплоть до дыма, заполняющего не только сцену, но и зал, вплоть до запаха краски! Нужно видеть убранство сцены, костюмы. Наконец, нужно ощущать эмоции актеров, их игру.

Низкий поклон всем актерам МТЮЗа! Идеальные в своем наивном безумии, как, собственно, и весь спектакль, они достойны самых бурных оваций и самой искренней благодарности!

И все же настоящим открытием вечера стал, как ни странно, давно знакомый мне Игорь Владимирович Балалаев. Граф Монте-Кристо, Дон Карлос, Герр Шультц… Все эти роли (как и те, которые я не видела непосредственно на сцене театра) знакомы и любимы, но именно после его ролей в «Шутах Шекспировых» рядом его именем возникает ассоциация «гениальный Актер». Описывать его роли и игру бесполезно, еще раз: это нужно видеть, чувствовать. Ощущать, как на сцене им проживается не одна история. В его исполнении совершенно все: от смелых реплик до полубезумного смеха, от проникновенных монологов до почти издевательского исполнения «Зеркала» Антонова. Игорь Владимирович в очередной раз поражает искренностью, честностью игры. А игры ли? «Забыл он, как играть на сцене. На сцене он уже живет». А я просто привыкла гениальным называть все то, что, увиденное однажды, если и не переворачивает мой мир, то заставляет о многом задуматься, многое переоценить, переосмыслить, цепляет за живое.

После этого спектакля словно разрушена стена между правильным и неправильным, истинным и безумным. Как говорит его герой, «только слабым стены служат защитой». Кама Гинкас эти стены безжалостно уничтожил, оставив каждого из нас наедине с искаженным шекспировским миром – в роли самого себя. За что ему огромное спасибо!


 


закрыть
MBN
Rambler's Top100