Rambler's Top100
Заставка
 


Пресса Публицистика
 


Мюзикл «Monte Cristo».
Анастасия Веселова.

И наше сердце все равно опять любить и верить может…

 

Раз за разом, снова и снова для меня наступает этот день:  я сажусь в поезд, забываю обо всех делах и проблемах и мчусь в Москву, навстречу своей сказке. Столица, метро, вечно спешащие люди… И среди этой бурлящей жизни есть место вдохновению и чуду. Московский Театр Оперетты. В руках – билет на любимый спектакль.  Волнительное ожидание, предвкушение скорого чуда, просьба отключить мобильные телефоны, иначе «месть Графа может быть непредсказуемой»… И вот гаснет свет, играет музыка, и трехчасовая сказка начинается!

А имя этому чуду – мюзикл «Монте-Кристо», созданный командой настоящих профессионалов по бессмертному роману Александра Дюма. «Граф Монте-Кристо» Дюма – это произведение из разряда тех, которые захватывают, заставляют проживать эмоции героев, словно свои собственные; расставание с ними становится равнозначным прощанию с лучшим другом, а новая встреча – пределом мечтаний. Но неужели трехчасовой спектакль способен передать всю полноту и красоту эмоций книги?! Да, с полной уверенностью отвечаю я. В науке перевода существует одна теория, согласно которой перевод выполнен правильно, если реакция на текст перевода соответствует реакции на текст оригинала. Так вот, мюзикл «Монте-Кристо» - это гениальный перевод романа Дюма на язык музыки, песни и танца.

Создатели мюзикла удивительно точно из клубка книжных историй выбрали несколько ниточек и снова переплели их настолько талантливо, что неизменным остались напряжение, неоднозначность и великолепная трагичность судеб, созданные в книге.  В мюзикле удивительным образом сочетаются прекрасное либретто, волнующая музыка, словно осязаемый свет, величественные декорации и бесспорно талантливые артисты, благодаря которым события и герои оживают на сцене.

Как только поднимается занавес, мы оказываемся в шикарной зале, где начинается роскошный бал для особ высшего парижского света. «Его сиятельство, граф Монте-Кристо!» Гости замирают в ожидании таинственного Графа, но вдруг, как молния, среди общего восторга раздается одно имя. Эдмон. Кажется, в эту секунду сердце Графа сбивается с ритма, а Мерседес, почти падая в обморок, едва владеет собой… Воскресает в памяти история, призванная быть давно забытой. И, хотя «не исправить уже ничего», перед нами разворачивается уже не сцена бала, но трагедия людских судеб…

Как же беззаботны и слепы влюбленные и счастливые люди! А что нужно для счастья молодому марсельцу?! Свобода и море, родной край и любимая девушка. Судьба решена, счастье так близко! Разве кто-то, кроме зрителя, заметит, как яростно сжимаются в момент встречи влюбленных кулаки Фернана, разве кто-то расскажет, сколько боли и затаенной злобы в его взгляде?.. Эдмон и Мерседес сияют счастливыми улыбками, из их глаз так и льется свет, и сложно смотреть на них без слез умиления! Не видят они, как над ними сгущаются тучи. Фернан страдает,  и его ария – это молитва. Молитва не Богу и не дьяволу, а ей одной. Близкой, но такой далекой. Мерседес в упоении счастья резвится с Эдмоном, но сцена уже окрашена в кроваво-красные тона. И в тот момент, когда, казалось бы, счастье уже у них в руках: «Капитан Дантес! Вы арестованы!» Но разве в этот момент можно поверить, что объятие влюбленных, касание их рук – последнее?! Разве можно поверить, что судьба так жестоко обойдется с беззаботным юношей, что случайное стечение обстоятельств будет стоить ему и его любимой счастья?! Допрос, грозный Вильфор: «Я попрошу Вас, подождите там…» Эдмон переминается с ноги на ногу, готовый уже броситься к своей невесте, но… «Эдмон Дантес – опаснейший преступник…» Эдмон замирает. Медленно оборачивается. Напрасный рывок… Да, именно так рушится судьба, и покаянное «таков наш век, он нас такими сделал!» - звучит слишком слабым оправданием для Фернана и Вильфора.

Замок Иф, холодные мертвые стены. Никакой надежды на спасение. Где теперь смысл жизни? Он в нескольких словах: «Она забыла меня? Нет, она…» Но годы идут, и надежды все меньше. Вокруг только холод и пустота, несущие отчаяние. И он сдается. Герой все еще жив, но тот беззаботный Эдмон Дантес умер. Навсегда ли? И способно ли что-то возродить его? Ответ найдется. А пока – только замаячившая впереди смерть, решение, принятое без капли жалости к себе, но полное отчаяния. Однако смысл жизни возвращается к Эдмону вместе с аббатом Фариа, с надеждой на свободу! И жизнь дарит Эдмону эту счастливую возможность.

Но в чем смысл этой жизни теперь? «Я в этот мир приду, как грозный трибунал (…) Да, я сполна воздам тому, кто был унижен, но я стократ воздам тому, кто унижал…» Месть. Навязчивая идея разрушить жизни тех, кто причинил столько боли ему. Так вместо в отчаянии погибшего Эдмона на свет появляется величественный граф Монте-Кристо и начинает вершить свой суд. Имеет ли он на это право? «Да», - отвечал он себе на протяжении многих лет. Но что теперь, когда час расплаты так близок?! Всего один шаг – и он сможет снова целовать любимые руки, один шаг – и возможность счастья снова так близка! Этот шаг сделал бы Эдмон, но не Монте-Кристо. «Кто ты?!» - даже Мерседес уже не знает, осталось ли в душе Графа место Эдмону, даже она не знает, как он поступит. Но неужели Эдмон умер навсегда, а в душе Графа не осталось ничего, кроме решимости и боли?! И только глядя на молодых и влюбленных Альбера и Валентину, Граф снова начинает сомневаться. «Молчи, душа моя!» - отчаянно и больно, последняя попытка довести начатое до конца, ведь здесь-то, в душе, все еще жив Эдмон! Эдмон, способный только на доброту и тепло, Эдмон, который все эти годы жил в гармонии с Графом лишь потому, что тот решил разрушить лишь судьбы своих гонителей, но не безвинных счастливых людей! «Молчи, душа!» - но вот убранство залы вдруг оборачивается холодными стенами замка Иф, волна боли и отчаяния заставляет дрожать сердца зрителей! Я впервые в жизни плакала, сама того не замечая, именно на этой арии… И раз за разом мое сердце все трепетнее внимает каждому ее слову… «Молчи, душа!..» Еще секунда, и Граф отказался бы от своего замысла, но появляется Бенедетто, и минута слабости остается в прошлом. В глазах Графа горит все тот же неистовый огонь торжества при всем его внешнем спокойствии, и беспощадная машина мести набирает обороты.

Старые обиды, справедливый гнев, ошибки прошлого и ненависть в настоящем – все появляется наружу, с невероятной скоростью закручиваются события, рушатся и вновь созидаются судьбы людей. Только теперь их вершитель – он, граф Монте-Кристо. Игра взглядов и жестов рассказывает больше, чем тысячи слов. Недоумевают Альбер и Валентина, ошеломлен Вильфор, смятение и недоумение Эрмины и Бенедетто сменяется тихой радостью. Горят злобой глаза Гайде, когда она едва не впивается когтями в лицо Фернана, одним лишь взглядом молящего о прощении Мерседес. Но она давно уже не та ранимая девочка. Она по-прежнему чувствительна, но теперь настолько же стойкая, насколько раньше была счастливая. В ее глазах – вся боль и трагедия женщины, чья жизнь была принесена в жертву чужому благополучию. И когда этот прекрасный, полный укора взгляд устремляется на Графа, он не выдерживает его… Но остановить ход событий он уже не может.

И вот наступает решающий момент. Фернан и Вильфор растоптаны, унижены. Рушатся судьбы их детей, но они готовы еще бороться за справедливость! «Но кто вы, Граф?!» Альбер готов броситься на Графа, но между ними встает Мерседес, и эта короткая сцена передает всю напряженность прекрасного книжного «Эдмон, вы не убьете моего сына!..», моей любимой главы.

А что остается делать Графу? Эдмон снова встает перед его глазами, но теперь – только героем призрачной басни, события которой развернулись «когда-то давно»… И как же сложно признать, что Эдмон в душе Графа все еще жив! Словно срывая маску, отчаянно произносит Граф: «Но что мне делать с этим капитаном?! Как жить с проклятой памятью о нем - и об этих, кто зарыл его живьем?!»

Это конец… Полное раскаяние, и, казалось бы, счастливое завершение этой давней драмы. Мерседес готова броситься в объятия Графа, но… Выстрел вновь обрывает эту едва возникшую иллюзию счастья. Кровь теперь на Ваших руках, Граф. И он чувствует ее, осязает, отчаянно срывает перчатки, но эти смерти вновь возвращают тяжелый груз на плечи героя. Эдмона больше нет, теперь навсегда.

Способна ли возродить его Мерседес? Да. Но ее жизнь тоже надломлена слишком сильно, чтоб у нее остались силы сделать это. «Я уезжаю…» Бежит ли она от жизни, от воспоминаний, или от самой себя?.. Да. Но неужели это возможно?..

После горького «Прощай навек» звучат давно, казалось бы, забытые слова: «Я всегда к тебе иду», но в этот раз герои расходятся в разные стороны. Любовь, по-прежнему чистая и светлая, еще жива, но… Будут ли Эдмон и Мерседес снова вместе? Каждый зритель должен решить это сам, мюзикл не дает ответа на этот вопрос. Да и есть ли он? В романе Дюма граф начинает новую жизнь, без Мерседес, без старых сожалений – он освобождается через прощение. А что же на сцене? Эдмона уже нет, но сможет ли Граф вернуться к его жизни?

Я этого не знаю. Но финал мюзикла – это примирение, примирение героев друг с другом и зрителей – с окончанием истории. Здесь-то и кроется это бессмертное «ждать и надеяться», провозглашенное Дюма секретом человеческой мудрости. «Как будто не было и нет ни горьких дум, ни долгих лет! И наше сердце все равно опять любить и верить может!..» Здесь – все ответы, вновь рожденная надежда и никогда не угасающая способность души возрождаться из пепла страданий и бед!

Слезами на глазах и трепетом в сердце заканчивается для меня каждый спектакль! Эта История, именно с большой буквы, способна вновь и вновь захватывать дух, заставлять на всем своем протяжении верить, что счастье близко, а последнее «прощай» никогда не будет сказано. Так что же в ней такого, что роман Дюма на протяжении веков волнует души читателей, а мюзикл «Монте-Кристо» четвертый сезон собирает полные залы? Почему я люблю эту историю настолько, что каждый месяц за сотни километров мчусь в Москву на спектакль, а дочитав книгу, каждый раз обнимаю ее, как родную?! В этой Истории есть все, абсолютно все чувства, есть глубокая трагедия человеческой души. Нет в ней только однозначности, и самые положительные герои оказываются порой неспособными на решительный шаг, а те, кто причинил столько страданий другим, парадоксально оказываются достойными сочувствия и симпатии. История эта в любой ее интерпретации волнует и учит: учит не сдаваться, идти вперед - ждать и надеяться. Потому что судьба может быть не только жестокой и несправедливой. Она всегда дарит второй шанс тому, кто этого достоин, и иной раз щадит провинившихся.

***

Может быть, и нам, читателям и зрителям, удастся изменить что-то в себе, чтоб заслужить благосклонность судьбы? Не отвечать злом на зло, а превращать любую несправедливость в терпеливую улыбку? Не тому ли нас учит пример не только Эдмона, но и, например, Игоря Владимировича Балалаева, непревзойденного на сцене и невероятно доброго и светлого в жизни?

Красочная трагичная сказка на сцене дарит огромное количество не только самых искренних эмоций, но и немало вопросов для размышления. И одно я знаю точно: еще не одно поколение будет восторженно сжимать в руках томик Дюма, а залы Театра Оперетты никогда не будут пустовать во время очередного спектакля «Монте-Кристо».

«Спасибо» - это слишком простое слово, чтоб выразить ту невероятную благодарность создателям и актерам мюзикла, и в первую очередь Игорю Владимировичу, создавшему настолько достоверный в своей противоречивости образ! «Спасибо», цветы и подарки никогда в полной мере не выразят всю зрительскую признательность и любовь.

И пусть об этом буду знать только я, но в следующий раз, ответив улыбкой на грубость, я снова вспомню о «Монте-Кристо» и просто тихонечко помолюсь о том, чтоб все были счастливы.  И снова буду ждать, ждать и надеяться, что любимый спектакль и любимые актеры еще не раз подарят зрителям возможность быть свидетелем такой несказочной сказки, и жизни, и надежды!


 


закрыть
MBN
Rambler's Top100